«Лидер общественного развития»

В 2011 году Общественной палате Московской области исполнилось 10 лет. Это одна из первых в стране общественных палат регионов, возникшая даже несколько раньше, чем Общественная палата России.  За годы работы палата стала автором множества социально значимых общественных инициатив, направленных на решение острых проблем нашего общества, достижение социальной стабильности и общественного единства. Об основных итогах и перспективах развития Общественной палаты Московской области мы беседуем с  ее председателем Никитой Юрьевичем Чаплиным.

Никита Юрьевич, Общественной палате региона 10 лет. И она основной драйвер гражданского общества Подмосковья. И в этой связи вопрос: как вы, охарактеризовали бы основные тенденции развития гражданского общества в Московской области?

Вначале приведу несколько цифр. По данным регионального управления Министерства юстиции, на территории Московской области  зарегистрировано более 11 тысяч некоммерческих организаций. Причем за достаточно короткий срок, с 2009 года, их число возросло, более чем на 2 процента. Это свидетельствует о продолжающемся процессе развития гражданского общества Подмосковья. Из общего числа некоммерческих организаций Московской области активно действующих – около 2 тысяч. Если учесть, что общее число некоммерческих организаций в России более 360 тысяч, и при этом приблизительно только 38% (или 136 тысяч) реально действуют, это неплохой показатель.

Деятельность многих, если не большинства некоммерческих организаций Подмосковья имеет социально ориентированный характер. Взаимодействие некоммерческих организаций с исполнительными органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований находится на достаточно хорошем уровне.

Еще одна тенденция -  структуризация гражданского общества. В Подмосковье активно создаются и эффективно действуют муниципальные общественные палаты. Сегодня палаты работают в большинстве муниципальных образований области.

Все это способствует объединению усилий органов власти и гражданского общества по выполнению задач социально-экономического развития Подмосковья.

Никита Юрьевич, насколько эффективной, как Вы оцениваете, оказалась роль Общественной палаты Московской области как консолидирующего органа?

Вы верно подметили еще одну тенденцию гражданского развития региона – консолидация общественности и укрепление связей внутри гражданского сообщества. И здесь общественные палаты, как в муниципалитетах, так и наша, региональная палата, являются  модераторами гражданского диалога, лидерами в формировании общественной повестки дня. Они поднимают самые актуальные и назревшие проблемы, организуют поиск их решений в диалоге с властью, отстаивают права и интересы жителей Подмосковья, инициируют принятие нужных для граждан и для региона решений.

Я считаю стоящие перед палатой задачи если не выполненными до конца, - как известно, предела совершенству нет, - то, безусловно, находящимися в положительной динамике.

Сегодня существенно усилилось значение взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества, важно общее сосредоточение усилий власти и общества, и трудно себе представить иной путь общественного развития.

Роль Общественной палаты Московской области как методического, координирующего и консолидирующего центра развития гражданского общества в регионе возросла. Во многом благодаря работе общественников повысилась результативность социально-значимой деятельности институтов гражданского общества Подмосковья, направленная на защиту законных прав и интересов граждан и социальных групп.

Постепенно растёт роль общественного контроля в функционировании системы государственного управления - этот процесс пока не завершён, и нам есть над чем работать. В последнее время особенно активизировалась деятельность в сфере благотворительности и добровольчества. Нам удаётся также поддерживать и развивать молодежные движения, содействовать консолидации ветеранского движения.

Какие направления деятельности Общественной палаты Московской области можно было бы назвать в числе приоритетных?

Один из таких приоритетов - организация системы общественного контроля. В её состав вошли профильные комиссии и межкомиссионные рабочие группы Общественной палаты Московской области, общественные советы при органах власти, общественная наблюдательная комиссия Московской области, общественные палаты муниципальных образований и некоммерческих организаций Московской области.

Нами разработаны типовые положения об Общественном совете при центральном исполнительном органе государственной власти Московской области и об Общественном совете при территориальном органе федерального органа исполнительной власти по Московской области.

Система общественного контроля оттачивалась нами в ходе борьбы с природными пожарами прошлого года. Созданная нами  рабочая группа по контролю за ликвидацией лесоторфяных пожаров, провела оценку деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по противодействию пожарам и ликвидации их последствий. По итогам общественного контроля главе городского поселения Шатура было выражено общественное недоверие за нежелание исполнять возложенные на него полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Я считаю, что сегодня мы достигли существенных результатов в области осуществления общественного контроля в Подмосковье. Это и работа по защите национальных святынь в Бородино и Архангельском, отстаивание экологических прав  жителей Деденево, контроль за передачей муниципалитетам имущества военных городков.

Нужно сказать, что наша работа по общественному контролю поддерживается губернатором Московской области Б.В.Громовым. По всем нашим материалам даются соответствующие поручения центральным исполнительным органам государственной власти Московской области.

Никита Юрьевич,и, пожалуй, самый главный вопрос: есть ли некий общий «рецепт» объединения общества, что действительно сплачивает людей?

Я думаю, ответ лежит буквально на поверхности. Во все времена если не экстремальные ситуации, то милосердие и помощь ближнему своему становились главным духовным фактором, объединяющим людей на добровольной, бескорыстной основе. И сегодня благотворительность, добровольчество и волонтёрство не только на территории Московской области, но и повсеместно в регионах Центральной России становятся важными стержневыми условиями, сплачивающими людей. Это и такие акции, как «Свет в окне», когда молодежь добровольно и бескорыстно помогает ветеранам и маломобильным группам населения в уборке помещений, подготовке квартир к зиме, уборке огородов и посадке растений на частных подворьях наших старших товарищей. И такой всплеск благотворительности и волонтерства, как в борьбе с уже упоминавшимися торфяными пожарами. Когда пожарным помогали свыше двух тысяч волонтеров, а на счет пострадавших граждане и организации перечислили почти 70 миллионов рублей благотворительной финансовой помощи.

Безусловно, общество, граждан сплачивает активная совместная деятельность на всеобщее благо.

Никита Юрьевич, а что нас ожидает в перспективе? Каким образом будут развиваться гражданские силы Московской области?

Я уверен, и дальше передовые, наиболее активные силы области будут объединяться под эгидой Общественной палаты - области ли, района или некоего поселения. Лучше, если в каждом большом или малом муниципальном образовании будет существовать свой общественный совет или другой орган, включающий в свой состав наиболее уважаемых и авторитетных местных жителей, к чьему мнению прислушиваются и население, и власти.

Уже сейчас отношение к общественным организациям постепенно меняется, к ним, если можно так выразиться «привыкли». Пока ещё есть НКО, существующие по принципу зависимости от власть предержащих и гранты раздающих, но понемногу всё больше проявляется по-настоящему самодостаточных и самостоятельных общественных лидеров, и это замечательно.

Игорь Слобода